1978-1984. Алибутилус
1. Из жизни архитекторов. "Они ездили в агитки
в Архитектурном институте"
"Чтобы картошку не копать, они ездили в агитки..."
Егор Белкин
А начиналось все в 1978, когда в Свердловский архитектурный институт
поступили Бутусов Вячеслав и Умецкий Дмитрий.
И отправились на картошку в деревню Мамино. Работали от зари до зари,
а вечером студенты, у кого сил хватало, жгли костер, развлекались,
как могли. Там, у костра, и возник прообраз будущего "Наутилуса"
под названием "Медный таз". Таз и правда был, натурально
медный, нашли его абитуриенты Умецкий и Гончаров на
свалке. Гончаров по нему колотил, Умецкий бренчал на гитаре, пели
оба, звучало, по воспоминаниям очевидцев, ужасно, но бодро. Там же,
у костра сидел вечерами и Слава Бутусов. Его называли "Отдельный
герой": красивый, небритый юноша, он слишком явно выдавался из
общей массы. Нетрудно догадаться, что этот "герой" и составил
основную конкуренцию группе "Медный таз".
Слава пел "Отель Калифорния", чрезвычайно популярную тогда
песенку "Иглз" с псевдоанглийской тарабарщиной вместо слов.
Пел низким, хриплым голосом, о нем до сих пор вспоминают тогдашние
абитуриенты и особенно абитуриентки... Одним словом, обратил на себя
внимание. И девочек, которые провожали Славу очень пристальными взглядами,
и парней, которые этим девичьим взглядам не очень-то радовались, и
- заметим особо - основателя группы "Медный таз" Димы Умецкого.
Потом пошла учеба. В Архитектурном институте всегда было принято
хоть чем-то, но выделяться, производить впечатление творческое, и
тут студенту Бутусову талантов было не занимать: его рисунки уже на
абитуре расходились по рукам, в аудиториях преподаватели выделяли
его сразу и однозначно, а годы спустя чуть ли не хором жалели, что
такой архитектурный талант пропадает. Талант, правда, имел обыкновение
задумывать проекты великолепно, но "до ума" доводил их редко,
интерес пропадал. Весьма существенное свойство, о котором единогласно
вопиют очевидцы, заключалось в некоторой славиной мягкотелости, странно
дополнявшей очевидную славину талантливость.
Умецкий тоже был явно не без талантов, хотя и несколько особенных:
своеобразен, смешил всех, кого ни попадя, хохмил, балагурил, внешность
имел нарочито несерьезную; но иногда за шутовством проглядывало умное
лицо очень непростого человека. Редко и незаметно. И как раз Умецкий
высказывал время от времени идею: а не создать ли рок-группу?.. Высказывал
разным людям, один соратник у него был: Игорь Гончаров, рубаха-парень,
душевный, симпатичный, вечно с улыбкой до ушей. Нужен был еще как
минимум один... Тогда и стал Дима присматриваться к Бутусову.
А
Бутусов ни о каком рок-н-ролле не думал, Бутусов свободное время проводил
в редакции институтской газеты "Архитектор", в те годы месте
популярном, там была своя, особая, веселая жизнь. В которую как раз
и вламывался время от времени рок-н-ролл... Так что первое столкновение
славино с музыкой происходило в рамках обстоятельств журналистских:
в 1981 году состоялся первый свердловский рок-фестиваль, прошедший
под эгидой Архитектурного института ("САИ-1981"), освещением
которого и занималась газета "Архитектор". И Слава по заданию
редакции брал интервью сперва у Насти Полевой, тогда
солистки "Трека", а затем, отчаянно робея, у лидера группы
"Урфин Джюс" Александра Пантыкина. Робел,
кстати сказать, не на шутку, даже попросил для храбрости дать ему
девочку в помощники... Сам Пантыкин такой эпизод не помнит.
Однако, между редакцией и знаменитым рокером завязались кое-какие
отношения, и вскоре Сан Саныч Пантыкин попросил архитекторов нарисовать
эмблему "Урфин Джюса". И Бутусов изобразил "козью ножку",
до сих пор красующуюся на обложке альбома "УД" "Путешествие"...
Изобразил, кстати говоря, наскоро, черной шариковой ручкой, доделывать
пришлось его однокурснику и приятелю Ильдару Зиганшину.
Слава редко что доделывал, ему всегда было некогда.
Вскоре он уже вместе с Зиганшиным придумали еще одну хохму, тоже
связанную с рок-н-роллом. Вот как вспоминает о ней Ильдар: "Журнал
тогда польский был, "Шпильки", страшно нам нравился. И не
помню, кто первый принес рисунки на пантыкинские песни, но появилась
идея сделать парню подарочный альбом из этих пакостей. Берешь строчку
из песни, она сама по себе абсолютно абсурдна и предполагает все,
что угодно, а туалетная манера рисунков подходит ко всему; чем пафоснее,
тем круче получается... Рисовалось все левой рукой, была у нас со
Славой договоренность, что мы правой рукой не рисуем, только левой.
Постепенно получились эти два альбома - "Путешествие" и
"Пятнадчик". И торжественно Сашке их вручили. Я так подозреваю,
он потом еще долго обижался..." Впрочем, дружбы с Пантыкиным
тогда не получилось, так себе, шапочное знакомство после фестиваля.
Который оказал довольно сильное влияние еще на одного архитектора,
на Диму Умецкого. После фестиваля именно Дима предпринял шаги, приведшие
в конечном счете к появлению "Наутилуса". Шаги заключались
в том, что Дима стал регулярно захаживать в редакцию газеты "Архитектор"
и со Славой разговоры разговаривать... Вспоминает Зиганшин: "Слава,
он инертный человек, но Дима чувствовал, что этот человек "вывезет".
Это понятно было любому, даже не в плане музыки, а во всех планах.
Славу можно было приставить к любой совершенно области, и он бы "вывез".
Дима это понимал, Дима его и сбил с пути истинного. Другое дело, что
Слава сам был абсолютно к этому готов. Хотя были какие-то легкие препирания,
насчет "будет ли это хорошо, перспективно ли?.."
Вступление
| Группа из Промобщаги
|