1990. Второе дыхание наугад

1. Новый состав, новые идеи, новый звук

ooo

Зима-весна - 90. Дебют в Берлине, концерты в Свердловске, тур по Прибалтике

   Несмотря на то, что по итогам 89-го года "Наутилус" занял второе место в хит- параде ТАСС, популярность группы начала идти на убыль. Для широких масс не осталось незамеченным то обстоятельство, что в течение целого сезона группа не дала ни одного живого концерта. Как следствие в итоговом хит-параде украинской "Молодой гвардии" "Наутилус" был назван "разочарованием года", а в "Московском комсомольце " разочарованием года- 2".

   Тем временем ситуация внутри группы в очередной раз изменилась. На этот раз в лучшую сторону. Бутусов оперативно набирает новый состав, полностью состоящий из ленинградских и московских музыкантов: Игорь "Гога" Koпылов (экс- "Петля Нестерова") - бас, Александр Беляев (экс-"Телевизор") - гитара, Игорь "Джавад" Джавад-заде (экс-"Арсенал") - ударные. Потенциал и перспективы этого проекта являлись загадкой для многих - уж слишком разную музыку играли дебютанты группы до своего прихода в "Наутилус". И если с Джавадом все было более или менее ясно - один из лучших барабанщиков страны, появившийся в группе "по наводке" Кинчева, мог сыграть практически любой ритмический рисунок, то Беляев и Копылов в своих прежних проектах ориентировались на музыку, имевшую очень мало общего с тем, что делал до этого "Наутилус". Вспоминает Игорь Копылов:

   "Мне тогдашний "Наутилус" дико не нравился. В первую очередь - из-за допотопного звучания клавиш. В "Петле Нестерова" мы минимальным составом из трех человек уже давно перестроились на гитарную музыку и ничего другого просто слушать не хотели. Уж очень сильно достала массовая депешмодовщина вокруг. Ещё недолюбливал переизбыток "тарелок" - хотелось побольше "мяса" и драйва".

   Вскоре выяснилось, что к новому звуку стремился и Бутусов: "Я уже давно хотел внести в саунд группы новые краски. В начале восьмидесятых для меня толчком послужила "новая волна" как форма. Теперь меня больше привлекают монстры - "Роллинг Стоунз", Игги Поп, Лу Рид.

   В январе у группы появилась возможность записать несколько песен в Москве в ДК Горбунова. К этому времени "Наутилус" успел отрепетировать с полдесятка композиций - совсем свежие "Музыка на песке", "Как падший ангел", "Родившийся в эту ночь" и несколько старых - в частности, "Бриллиантовые дороги" и "Тихие игры". Они и были зафиксированы на пленку - с помощью еще одного музыканта "Арсенала'' Льва Орлова (сына диссидента Орлова, много помогавшего Сахарову), подыгравшего группе на гармошке. Долгое время оригинал этой 20-минутной демо-записи считался утерянным, пока рулон с пленкой не был случайно обнаружен Бутусовым у себя дома в процессе субботника.

   В феврале новый "Наутилус" дебютировал на фестивале в Восточном Берлине. По воспоминаниям Бутусова, это был один из последних фестивалей " социалистического духа ".

   Идея восстановления единой Германии тогда главенствовала настолько, что все остальное уже не имело значения. Новая программа находилась еще в достаточно сыром состоянии, и была определенная логика в том, чтобы ее обкатка состоялась вдали от дома. Но желаемого смотра сил не получилось. Практически без настройки "Наутилус" отыграл четыре песни - в условиях, максимально приближенных к боевым. Вокруг царила суета, музыкантов постоянно било током, коротили шнуры, фонили динамики. На последней композиции у Беляева порвалась струна, и песню пришлось доигрывать втроём: барабаны-гитара-бас. В такой хаотичной обстановке прошло первое живое выступление группы.

   Меньше чем через месяц "Наутилус" приехал в Свердловск, где дал три сольных концерта и принял участие в фестивале местного рок-клуба. Новая программа охладила пыл публики не хуже ушата холодной воды или дубинок выстроившегося у сцены оперотряда. Концерт начался с барабанного соло Джавада. Он появился на сцене в платке, в темных очках, коротко стриженый и стартовал с барабанной интродукции на двух "бочках", с применением четырех альтов, октабанов, тома, штук шести "тарелок", целой батареи "лайн-бэллов". Затем барабанное соло плавно совместилось с эффектным басовым риффом Копылова, и группа начала играть "Отход на Север", измененный до неузнаваемости и доведенный до предела безысходности. Свердловские зрители были в растерянности - перед ними стоял абсолютно другой "Наутилус", который связывали со старым лишь тексты Ильи Кормильцева и вокал Вячеслава Бутусова. Это был принципиально иной подход к звуку и к построению композиции. В новой музыке не было слащавости и кича, не было традиционного тандема "клавиши-саксофон", куда-то пропала былая помпезность. Взамен появился скрытый нерв, внутренний надрыв, жесткая гитарная динамика, заструктурированная в сложные ритмические рисунки. Окончательный итог отрыву от народа и от минувших идеалов подчеркнуло выступление "на бис", во время которого вместо привычного "Гуд бай, Америка" нежданно-негаданно прозвучала битловская "I Love Her". Прогнозировать, чего можно ожидать от такой группы в ближайшие недели или месяцы, пожалуй, не мог никто. В этот самый момент на "Наутилус" обрушилось с небес приглашение в Америку.

ooo

Прощание (1989) | Russians are coming! "Наутилус" в Нью-Йорке

Сайт управляется системой uCoz