1990. Второе дыхание наугад
1. Новый состав, новые идеи, новый звук
Зима-весна - 90. Дебют в Берлине, концерты в Свердловске,
тур по Прибалтике
Несмотря
на то, что по итогам 89-го года "Наутилус" занял второе
место в хит- параде ТАСС, популярность группы начала идти на убыль.
Для широких масс не осталось незамеченным то обстоятельство, что в
течение целого сезона группа не дала ни одного живого концерта. Как
следствие в итоговом хит-параде украинской "Молодой гвардии"
"Наутилус" был назван "разочарованием года", а
в "Московском комсомольце " разочарованием года- 2".
Тем временем ситуация внутри группы в очередной раз изменилась. На
этот раз в лучшую сторону. Бутусов оперативно набирает новый состав,
полностью состоящий из ленинградских и московских музыкантов: Игорь
"Гога" Koпылов (экс- "Петля Нестерова") - бас,
Александр Беляев (экс-"Телевизор") - гитара, Игорь "Джавад"
Джавад-заде (экс-"Арсенал") - ударные. Потенциал и перспективы
этого проекта являлись загадкой для многих - уж слишком разную музыку
играли дебютанты группы до своего прихода в "Наутилус".
И если с Джавадом все было более или менее ясно - один из лучших барабанщиков
страны, появившийся в группе "по наводке" Кинчева, мог сыграть
практически любой ритмический рисунок, то Беляев и Копылов в своих
прежних проектах ориентировались на музыку, имевшую очень мало общего
с тем, что делал до этого "Наутилус". Вспоминает Игорь Копылов:
"Мне тогдашний "Наутилус" дико не нравился. В первую
очередь - из-за допотопного звучания клавиш. В "Петле Нестерова"
мы минимальным составом из трех человек уже давно перестроились на
гитарную музыку и ничего другого просто слушать не хотели. Уж очень
сильно достала массовая депешмодовщина вокруг. Ещё недолюбливал переизбыток
"тарелок" - хотелось побольше "мяса" и драйва".
Вскоре
выяснилось, что к новому звуку стремился и Бутусов: "Я уже давно
хотел внести в саунд группы новые краски. В начале восьмидесятых для
меня толчком послужила "новая волна" как форма. Теперь меня
больше привлекают монстры - "Роллинг Стоунз", Игги Поп,
Лу Рид.
В январе у группы появилась возможность записать несколько песен
в Москве в ДК Горбунова. К этому времени "Наутилус" успел
отрепетировать с полдесятка композиций - совсем свежие "Музыка
на песке", "Как падший ангел", "Родившийся в эту
ночь" и несколько старых - в частности, "Бриллиантовые дороги"
и "Тихие игры". Они и были зафиксированы на пленку - с помощью
еще одного музыканта "Арсенала'' Льва Орлова (сына диссидента
Орлова, много помогавшего Сахарову), подыгравшего группе на гармошке.
Долгое время оригинал этой 20-минутной демо-записи считался утерянным,
пока рулон с пленкой не был случайно обнаружен Бутусовым у себя дома
в процессе субботника.
В феврале новый "Наутилус" дебютировал на фестивале в Восточном
Берлине. По воспоминаниям Бутусова, это был один из последних фестивалей
" социалистического духа ".
Идея восстановления единой Германии тогда главенствовала настолько,
что все остальное уже не имело значения. Новая программа находилась
еще в достаточно сыром состоянии, и была определенная логика в том,
чтобы ее обкатка состоялась вдали от дома. Но желаемого смотра сил
не получилось. Практически без настройки "Наутилус" отыграл
четыре песни - в условиях, максимально приближенных к боевым. Вокруг
царила суета, музыкантов постоянно било током, коротили шнуры, фонили
динамики. На последней композиции у Беляева порвалась струна, и песню
пришлось доигрывать втроём: барабаны-гитара-бас. В такой хаотичной
обстановке прошло первое живое выступление группы.
Меньше чем через месяц "Наутилус" приехал в Свердловск,
где дал три сольных концерта и принял участие в фестивале местного
рок-клуба. Новая программа охладила пыл публики не хуже ушата холодной
воды или дубинок выстроившегося у сцены оперотряда. Концерт начался
с барабанного соло Джавада. Он появился на сцене в платке, в темных
очках, коротко стриженый и стартовал с барабанной интродукции на двух
"бочках", с применением четырех альтов, октабанов, тома,
штук шести "тарелок", целой батареи "лайн-бэллов".
Затем барабанное соло плавно совместилось с эффектным басовым риффом
Копылова, и группа начала играть "Отход на Север", измененный
до неузнаваемости и доведенный до предела безысходности. Свердловские
зрители были в растерянности - перед ними стоял абсолютно другой "Наутилус",
который связывали со старым лишь тексты Ильи Кормильцева и вокал Вячеслава
Бутусова. Это был принципиально иной подход к звуку и к построению
композиции. В новой музыке не было слащавости и кича, не было традиционного
тандема "клавиши-саксофон", куда-то пропала былая помпезность.
Взамен появился скрытый нерв, внутренний надрыв, жесткая гитарная
динамика, заструктурированная в сложные ритмические рисунки. Окончательный
итог отрыву от народа и от минувших идеалов подчеркнуло выступление
"на бис", во время которого вместо привычного "Гуд
бай, Америка" нежданно-негаданно прозвучала битловская "I
Love Her". Прогнозировать, чего можно ожидать от такой группы
в ближайшие недели или месяцы, пожалуй, не мог никто. В этот самый
момент на "Наутилус" обрушилось с небес приглашение в Америку.
Прощание (1989)
| Russians are coming! "Наутилус"
в Нью-Йорке
|