1990. Второе дыхание наугад
4. "Наугад", "Родившийся
в эту ночь"
С альбомом "Наугад" группе откровенно
не повезло, причем не повезло во всех отношениях. По контракту с немецкой
фирмой ее представитель Франк Остерланд взял на себя обязанности по
звукопродюсированию альбома. На средства "LRO Music" было
выкуплено время на студии "Телевизора" на Фонтанке, где
в ноябре 90-го года "Наутилус" начал записывать новые песни.
В принципе, еще до начала процесса было понятно, что группа ввязалась
в рискованное предприятие. Дело в том. Франк не был саундпродюсером
в общепринятом смысле этого термина. В Западном Берлине на средства
матери (зубного техника по специальности) он приобрел небольшую студию,
на которой записывались небогатые немецкие панк-группы, не слишком
трепетно относящиеся к собственному звучанию. В Ленинграде Франк столкнулся
не с пресловутой "советской экзотикой", а с людьми, которые
конкретно знали, какой именно звук они хотят получить в студии на
той или иной композиции. Вспоминает звукорежиссер "Наутилуса"
Александр "Полковник" Гноевых:
"В то время у нас было ощущение, что на Западе все хорошо, и
халява там отсутствует по определению. Это оказалось иллюзией - халявы
там не меньше, чем у нас. У Франка Остерланда это была первая крупная
работа, он абсолютно не имел опыта, и очень скоро стало понятно, что
ничего особенно выдающегося из нашего союза не получится. Я должен
был работать в студии вместе с ним, но так и не смог найти общий язык.
В конце концов я решил: "Нет, пусть из нас двоих это делает кто-нибудь
один".
Франк неприятно поразил не только звукооператора, но и самих музыкантов.
"Франк слишком по-панковски относился ко всему, что попадало
ему под руки в студии, - говорит Игорь Копылов. - Если под ногами
путался длинный шнур, от него тут же отрезался "лишний"
кусок, если барабан звучал чересчур звонко, то брались кусачки и откусывались
"ненужные" пружины - "чтобы не мешали". Апофеоз
наступил в тот момент, когда немцы развинтили бас-гитару Александра
Титова (одолженную басистом "Аквариума" Копылову на время
записи) со словами, что в ней, мол, "всё стоит неправильно .
"
Песни, зафиксированные на Фонтанке, решено было "добить"
для баланса фрагментом ленинградского концерта группы, записанного
Андреем Макаровым. Сам магнитоальбом - с отксерокопированной обложкой,
размноженный чуть ли не в домашних условиях, распространялся на кассетах
при помощи какого-то ленинградского кооператива. Матрица со студийной
записью (т.е. без концертного фрагмента) под названием "Родившийся
в эту ночь" была отдана в Москву на "Русский диск",
где провалялась около полугода. Первые партии виниловых пластинок
появились в продаже лишь летом следующего года, а повторный тираж
в 250 000 экземпляров увидел свет в 92-м году.
Реакция прессы на "Наугад" и его виниловую
версию была вполне предсказуемой. "В перегруженности философией
- определенный недостаток альбома, - писала свердловская "Рок-хроника".
- В нем нет цельности, будто авторы стремились так или иначе потрясти
слушателей набором экстраординарных мыслей. Что ж, им трудно отказать
в интеллектуализме. Но альбом при этом слушается как сборище случайных
вещей, лишенных общего стержня."
Любопытно, что когда через несколько лет "Наугад" решили
переиздать на фирме "Мороз Рекордз", то в качестве дизайна
его обложки с невероятной, скажем, смелостью было использовано оформление
одной из пластинок ирландской группы "U 2''. Сходство получилось
попросту вызывающим.
Немецкий след
| Старый новый барабанщик
|